Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Ум, интеллект и тесты.

Опубликовано 02.12.2016

Ум и интеллект - понятия, взаимосвязанные между собой и имеющие отношение к работе мозга. В некоторых случаях эти понятия употребляются как равнозначные, в других – между ними проводят грань. Рассмотрим, чем отличается ум от интеллекта в наиболее общем понимании. 

Ум – это мыслительная способность, лежащая в основе сознательной и разумной деятельности. Когда кому-то предлагают действовать с умом, имеется в виду, что следует отбросить эмоции и руководствоваться рассудком.

Интеллект выступает как качество психики и заключает в себе способность к познанию, обучению, накоплению информации, систематизации знаний, видению логических связей и т. д. Человека, обладающего хорошо развитым интеллектом и способного мыслить аналитически, называют интеллектуалом.

Как видите, сходство этих двух понятий очевидно, но все-таки существуют житейские различия. Ум – это черта сугубо наследственная: либо человек рождается умным, либо нет. Интеллект связан с воспитанием, со скоростью восприятия и реагирования на изменения окружающей среды.

Пример из жизни. У меня были две одноклассницы. Одна - круглая отличница, училась легко по любым предметам. Учителя так и говорили - умная девочка, гордость класса. Вторая - троечница. С математикой плохо, с физикой и химией вообще на грани двойки.

После окончания школы, отличницу по знакомству устроили секретарем в районный суд, поработать летом. Прошло уже 27 лет она до сих пор там секретарём и работает. А троечница окончила институт, потом аспирантуру, сегодня - директор большого музея в Санкт-Петербурге. Знает три языка, регулярно выезжает на выставки за границу, организует показы работ иностранных художников в России.

Очевидно, если бы бывшая троечница не развивалась, не нарабатывала знания и интеллект, то не стала бы тем, кто она есть сегодня. Что же такое интеллект, как его развить?

Эксперимент, который провела доктор Мэриэн Даймонд, ученая дама из калифорнийского университета говорит о том, что обогащенная окружающая среда может увеличить количество нейронных связей между клетками головного мозга.

Мэриэн проводила опыты с крысами. У группы крыс, помещенных в обстановку, стимулирующую развитие: их клетки были наполнены качелями, лесенками, «беличьими колесами» и разными игрушками, появились новые нейронные связи в коре головного мозга. Другим крысам достались совершенно пустые клетки, и, спустя время, они не только останавливались в своем развитии, но и умирали раньше.  Из чего Мэриэн сделала вывод, что наш мозг напоминает резинку. Встречаясь с новыми задачами он растягивается и становится больше.

Широко распространена точка зрения, согласно которой интеллект - это то, что можно измерить с помощью интеллектуальных тестов. Всем нам уже не один раз встречалось выражение «IQ» (ай кью). Особенно часто можно услышать этот термин, когда речь идёт об умственном и интеллектуальном развитии человека. Собственно, IQ и означает коэффициент интеллекта. И сегодня мы поговорим о том, что это такое, и с чем, так сказать, его «едят».

Коэффициент интеллекта - это количественная оценка уровня интеллекта какого-либо человека, т.е. уровень его интеллекта по сравнению с уровнем интеллекта среднестатистического человека того же возраста. Для определения коэффициента интеллекта применяются специализированные тесты.

Все тесты на IQ содержат в себе множество всевозможных заданий с возрастающей сложностью. В тестах встречаются задачи на пространственное и логическое мышление и некоторые другие. Результаты теста определяют коэффициент интеллекта, причём есть одна особенность: чем больше тестов проходит человек, тем лучше становятся его результаты.

Судите сами, может ли тест оценить все способности человека: умение замечательно петь, любовь к проведению опытов с различными веществами, занятия изобретательством, написание прекрасных стихов, артистические таланты, спортивные достижения. Такие вещи никогда не выявляются при тестировании интеллекта.

Подытоживая сказанное, хочется добавить, что, невзирая даже на то, что коэффициент интеллекта во многом обусловлен факторами, которые не зависят от человека (генетикой, окружающей средой, полом, расой), интеллектуальные способности практически каждого человека поддаются тренировке, другими словами, их можно развивать.

В настоящее время разработано множество всевозможных развивающих программ, которые способны повысить интеллект человека, например, интеллектуальные игры, головоломки, тесты, различные  тренинги. Кроме того, существует масса способов, при помощи которых можно повысить свой IQ, не прибегая к особым программам. Сюда можно отнести банальное чтение книг, разгадывание кроссвордов и сканвордов, просмотр познавательных телепередач и даже общение с умными и развитыми людьми, правильное питанин и занятия танцами и спортом.

Каждый человек в силах повысить уровень своего интеллекта. Главное – постоянно учиться и не стоять на месте. А для дополнительной мотивации нужно всегда вспоминать о том, что люди с высоким коэффициентом интеллекта в гораздо меньшей степени подвержены различным заболеваниям и дольше живут.

Споры о роли природы и воспитания в формировании интеллекта бушуют среди ученых уже давно, и надежды, что они скоро решатся, пока нет. Но это не единственное, о чем спорят специалисты по изучению мозга. Спасибо  мозгу – с его помощью людям приходят в голову новые идеи о природе интеллекта. Одна из наиболее захватывающих из них – идея о множественности интеллектов. Например, интеллект может быть эмоциональный, двигательный, музыкальный, пространственный, речевой, математический и еще многим другим. О том, что подразумевается под каждым из этих видов и как их развивать мы поговорим с вами в следующих материалах.