Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Лето с пользой для ума.

Опубликовано 25.05.2016

Долгие летние каникулы – это ловушка, в которую попадают многие родители. Кажется, что впереди целых три беззаботных месяца. За это время вы перечитаете массу интересных книг, посетите различные места, поотдыхаете на природе, поговорите обо всем на свете, словом займетесь тем, на что не хватает времени в течение учебного года.

И конечно, подтяните или укрепите технику чтения, математику и другие знания и навыки своего ребенка. Но, как только начинаются свободные дни вы, сами того не замечая, постепенно корректируете свои намерения. Что плохого в том, что ребенок сегодня вечером посмотрит фильм, а завтра утром поспит подольше? Пусть недельку отдохнет от уроков и занятий, а уж потом вы как следует возьметесь за школьную программу. И, прежде чем вы успеете оглянуться, наступает июль и оказывается, что дети совершенно отбились от рук. Они целыми днями смотрят телевизор или играют в компьютерные игры, объедаются сухариками, конфетами и чипсами, поздно ложатся спать и спят до обеда. А о наверстывании упущенного и о приятном общении нет и речи. А когда вы вспоминаете о книгах или математике, начинаются крики и хлопанье дверями. Половина лета прошла впустую, неужели ничего нельзя исправить?

Дети требуют «немного свободного времени и отдыха». Но в реальности им не нравится полное безделие. Рано или поздно ребенку станет скучно, а именно от скуки и невозможности себя занять чем-либо интересным, дети часто попадают в истории, о которых лучше держаться подальше.

Сегодня я расскажу как через игру и непосредственное общение активизировать мозг ребенка, сохранить и укрепить эмоциональный контакт между вами. Приведенные ниже упражнения не требуют специальной учебной обстановки, дидактических пособий, настольных игр и даже листочка с ручкой. Выполнять вы их можете сидя на диване, на прогулке, в походе «по делам», в поездке, лежа на пляже, а также в совместной компании детей и взрослых.

Игра в слова. Способствует развитию гибкости мышления. Назови слова, обозначающие деревья (береза, сосна, ель, кедр, рябина), животных,  домашних животных, различный транспорт (наземный, воздушный, водный),  фрукты, виды спорта, страны, города, цветы, овощи, одежду, имена мальчиков, имена девочек, писателей, поэтов и т.д.

Подбери слова. Какие бывают собаки: большие, служебные, добрые, красивые. Что может делать? – назови как можно больше глаголов: цветок что делает? - растет, цветет, распускается, вянет. Кто может прыгать? Лягушка, мальчик, мама, мяч.

Придумай предложение. Увидев буквенную серию автомобиля, придумать предложение со словами, начинающимися на эти буквы. Например, ССН – сегодня снился носорог или садится солнце низко; УХП – узкий хлипкий паровоз или уже ходить поздно; БЗО – быстрый зоркий осел или бежать запрещено одному; АКМ – ах, какие мокрые или актер клюет мозаику. Совсем не обязательно, чтобы предложение звучало логично и правдоподобно. Главное, составить его быстро и чтобы оно имело вид законченной фразы.

Развиваем внимание и сосредоточенность. Если вы едете в автомобиле, попросите детей сосчитать, сколько красных машин встретится на пути. Ребенка постарше можно озадачить подсчетом не только красных, но еще и желтых машин.

Устный счет. Увидев номерной знак автомобиля, произведите какие-то математические действия в уме в зависимости от возраста: сложите цифры, вычтите из полученного значения число, состоящее из первых двух цифр, перемножьте цифры между собой.

Фантазируем. Например, вы поехали на Северный Полюс и взяли с собой… Называете предмет. Ребенок повторяет фразу «Я поехал на Северный полюс и взял с собой», называет слово, которое произнесли вы и добавляет свое. Далее говорите вы, что поехали на Северный Полюс и взяли с собой… Называете свое слово, затем слово ребенка и далее добавляте свое новое слово. И так далее пока ребенок может удерживать ранее произнесенные слова. Слова могут быть не только предметами, которые необходимы на Севере, но и самыми разнообразными: мебель, инструменты, абстрактные понятия – любовь, память, ум, радость, успех и даже цифры.  Кстати, этот способ удобен при знакомстве большого количества новых людей. Один человек называет свое имя, второй имя этого человека и свое, третий имена предыдущих двух человек и свое и т.д. При таком знакомстве вы точно не попадете в неудобную ситуацию, когда не можете вспомнить имя человека, которым уже знакомились.

Ориентировка в пространстве. Для развития ориентировки в пространстве и закрепления знаний предлогов играйте, выполняя команды: Встань напротив куста (стола); теперь справа от куста, слева, наискосок, за куст, под куст, выгляни из-за куста, из-под куста, положи правую руку на куст, левую под куст, перед кустом и так далее, используя предлоги (около, над, с, у, вокруг, через и другие). Попросите ребенка проговорить действия, которые он совершал. Затем станьте учеником, а ребенок будет давать вам команды для ориентировки в пространстве. 

Ищем детали. Игра позволяет увеличить словарный запас и обращать внимание на детали и части, Например, Вот автомобиль, а что у него есть? Руль, сиденья, дверцы, колеса, двигатель и т.д. Что есть у дерева? Корень, ствол, ветки, листья и т.д.
Описание объекта. Ребенку предлагается обрисовать предмет, используя как можно больше неповторяющихся слов. Какой он величины? Какого цвета? Из чего сделан? Для чего нужен?.  Так вы побуждаете называть самые разные признаки предметов, помогаете развитию связной речи.
Хорошо-плохо. Игра наталкивает на размышления. Что хорошего в Бабе-Яге, а что плохого? Что хорошего в болезни, а что плохого? Что хорошего в дождике, а что плохого?

Летом ребенку заниматься очень важно и полезно, потому что умственная деятельность не должна прерываться. Занимаясь по 20-30 минут в день увлекательными, необременительными, похожими на игру занятиями, вы не дадите мозгу расслабиться, при этом избегая нагрузок, развить и укрепить синхронность работы обоих полушарий, развить все виды мышления, памяти, умения концентрировать внимание, сформировать умение работать с различными видами информации, развить скорость реакции.

Помните, вы и ваши дети совершенно исключительны!