Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Как запоминать стихи.

Опубликовано 26.04.2016

На занятия часто приходят дети с просьбой помочь выучить стихотворение. Ведь в школе  практически никогда не объясняют, как надо учить. И приходится ребенку самому для себя находить необходимую технологию заучивания стихотворений. В результате некоторые дети справляются с этим заданием легко, а для некоторых это просто мученье. Заучивание хоть и требует активной работы мозга, но весьма благотворно тренирует память, повышает общий культурный уровень и развивает эстетические чувства.  В этой статье я дам четкие практические рекомендации, как сделать процесс запоминания стихотворения или текста легким и эффективным, которые помогут не только школьникам, но и взрослым.

Для превращения процесса запоминания из муки в удовольствие и заучивание  произведений любой сложности в считанное время, существует несколько общих правил. 

Первое правило: Нельзя учить стихотворение просто так, на всякий случай. Должна быть мотивация: получение оценки, подарок для значимых нам людей,  состояние души, поздравление, выступление со сцены, желание прослыть интеллектуальной личностью и так далее.

Второе правило: Найдите непонятные слова и узнайте, что именно они значат. За помощью можно обратиться к словарям и энциклопедиям или просто к другим людям.

Третье правило: Выделите себе 15-30 минут непосредственно для заучивания. Ограничение времени настраивает наше внимание и весь наш организм на достижение результата. Постарайтесь не отвлекаться на внешние раздражители.

Четвертое правило: Не учите стихотворение в последний момент. В идеале это должно занимать несколько часов или даже дней. Чередуйте заучивание с какой-нибудь другой, лучше физической, деятельностью. За это время мозг успеет отдохнуть, а полученная информация разложится в голове по полочкам.

Пятое правило:  Не зубрите. Механическим зазубриванием вы можете довести себя до состояния нервного срыва. При этом, многократное повторение не убережет от забывания. Вспомните, сколько раз в своей жизни вы слышали какую-нибудь песню многократно, а таких песен точно наберется несколько десятков. И сколько этих песен вы помните наизусть?

Шестое правило: Активность головного мозга неодинакова на протяжении суток. У большинства людей это первая половина дня и время перед сном. Найдите свой биоритм. Если заниматься умственным трудом во время наибольшей активности мозга процесс пойдет в разы быстрее. Учеными замечено, что информация, усвоенная перед сном, запоминается гораздо качественнее. Мозг во время сна осмысливает все произошедшее за день, уделяя больше внимания событиям, полученным перед сном. Вы будете удивлены, когда утром уверенно перескажете прочитанное несколько раз перед сном стихотворение.

А теперь конкретные способы заучивания.

  1. Прочитайте стихотворение вслух и выразительно. Постарайтесь понять какие чувства и картины хотел передать автор, какими средствами он это сделал. Постарайтесь мысленно увидеть образы, с помощью которых переданы мысли и настроение автора. Например, строку «Я волком бы выгрыз бюрократизм» можно смоделировать так:  представьте себя в шкуре волка,  который выедает твердый предмет, на котором написано слово «Бюрократизм».
  2. Перепишите стихотворение от руки на лист бумаги. Проверьте по оригиналу правильность написания каждого слова и расстановки знаков препинания. Такой способ запоминания задействует как визуальную, так и двигательную память. Далее продолжайте заучивание по своему рукописному тексту.
  3. Стихотворение это своеобразный ритм, а ритм это музыка. Попробуйте «положить» слова на какую-нибудь подходящую мелодию и … пойте! Для многих этот способ является весьма эффективным. Пропевайте стихотворение про себя и вслух, помогайте себе телом - делайте какие-то движения в соответствии с ритмом, ходите по комнате в ритм стихотворения, танцуйте, качайте головой, двигайте руками.  Отдайтесь ритму - и он прочно войдет в вас.
  4. Для того чтобы запоминание проходило легко, можно попробовать в качестве помощи для памяти  некоторые «костыли»: записывать первые буквы слов. Например, Октябрь уж наступил — уж роща отряхает; Последние листы с нагих своих ветвей; Дохнул осенний хлад — дорога промерзает; Журча еще бежит за мельницу ручей.       О у н – у р о; П л с н с в; Д о х – д п; Ж е б з м р.
  5. Многие поэтические произведения на сегодняшний день записаны на аудио или видео носители. Знаменитые актёры и профессиональные дикторы правильно расставляют паузы и смысловые ударения. Поэты читают свои стихи достаточно выразительно: они пропитаны чувствами и ритмом своей поэзии. Прослушивание и повторение стихотворений за чтецом может иметь тот же алгоритм: прослушайте несколько раз с представлением картин.  Читайте вместе с ним «хором». Потом попробуйте мысленно «подсказывать» актёру следующее слово, строку, пока не возникнет уверенности, что можете «подсказать с любого места». Теперь убирайте звук, но не выключайте запись, стараясь читать в том же темпе. Если запнулись, включите звук и продолжайте чтение вместе с актёром.
  6. Не нашли записи? Не беда. Запишите собственное чтение на диктофон. Обратите внимание на точность ударений, правильное произнесение трудных слов, паузы. Запись нескольких вариантов для выбора наилучшего – прекрасное упражнение, позволяющее не только быстрее запомнить текст, но и прочитать его точнее. Придерживайтесь медленного темпа чтения и соблюдайте все необходимые паузы.
  7. Еще один эффективный для заучивания способ - выделение строчек или строф разными цветами. Допустим, в стихотворении четыре четверостишия, каждое из них можно выделить разными маркерами. В этом случае у вас в сознании отложится определенная последовательность цветов, а каждый цвет будет ассоциироваться со стихотворным отрывком. Это помогает не пропускать части текста при воспроизведении и не путать их местами.

 

При заучивании пробуйте один способ или сочетание нескольких.  Если за один раз не получилось – это не повод, чтобы отказаться от этого метода навсегда. Помните, что новые знания и навыки  устанавливают новую связь между нейронами в мозгу. Чем чаще они устанавливаются или чем большее значение они имеют для нас, тем крепче связь нейронов и тем легче запоминается информация. А главное, получайте радость от общения с поэзией, чувствования слов, представлений настроения автора.

 

В следующей статье я расскажу еще об одном интересном способе запоминания и поделюсь особенностями заучивания стихотворений с маленькими детками.

 

И помните, вы совершенно исключительны!

Елена Глинских, тренер по скорочтению и тренировке памяти.